03.05.2013

СУЕТА ПОВСЕДНЕВНОСТИ: НЕ ПОТЕРЯТЬ ГЛАВНОЕ


Холодным утром на одной из станций метро Вашингтона расположился мужчина и начал игру на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл шесть произведений. За это время, в самый разгар часа пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых направлялись на работу. На музыканта обращали внимание совсем не­многие. Замедлил шаг и посмотрел в его сторону мужчина средних лет. Задержавшись лишь на несколько мгновений, он продолжил свой путь. Через минуту скрипач получил свой первый заработок: женщина на ходу бросила в футляр мелочь и поспешила дальше. Некоторое время спустя остановился молодой человек. Прислонившись к стене, он увлекся мелодией, но вскоре взглянул на часы и ушел. Наибольшее участие досталось музыканту от маленького мальчика. Мама вела его за руку. Возле скрипача ребенок приостановился. Женщина, очевидно, спешила и потянула сына за собой. Мальчик продолжал идти, но постоянно оглядывался назад. Такая же ситуация повторилась и с несколькими другими детьми. Но все, без исключения, родители не позволили им задержаться. В результате, за 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали. Еще 20 мимоходом бросили деньги. Заработок музыканта составил 32 доллара.

А между тем, в роли уличного скрипача был Джошуа Белл – один из лучших музыкантов мира. Он играл сложнейшие произведения. Инструментом служила скрипка маэстро Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов. За два дня до выступления в вашингтонском метро концерт Джошуа Белла состоялся в Бостоне. Был аншлаг, хотя за билет, в среднем, нужно было выложить 100 долларов.

Игра всемирно признанного виртуоза в метро – часть эксперимента газеты «Вашингтон Пост». Он проводился с целью изучения человеческого восприятия, вкусов и приоритетов. Исследователи ставили перед собой такие вопросы: ощущают ли люди красоту, способны ли распознать талант в неожиданной обстановке, остановятся ли, чтобы оценить его.

Проведенный эксперимент красноречиво засвидетельствовал, что человечество стало заложником времени и технократии. В подавляющем большинстве не индивидуум определяет своё бытие, а наоборот, бытие определяет сознание индивидуума. Перевернув таким образом свою жизнь с ног на голову, люди перестают развиваться и деградируют. Мысли становятся поверхностными, суждения банальными, а мечты и желания прагматичными. Мы не можем выкроить полчаса на то, чтобы послушать лучшие, из когда-либо написанных, музыкальные произведения в исполнении одного из известнейших музыкантов планеты. И если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к прекрасному, — тогда что же еще мы пропускаем, мимо чего проходим, даже не оглянувшись?.. 

 Василий КНЫШ, г.Ванкувер, США

Вгору