01.02.2013

ЗАЧЕМ ПРИВЯЗЫВАТЬ КОТА?

– На Рождество собираюсь пойти в церковь, – торжественно заявила одна моя знакомая. За последний год в ее жизни произошла вереница нерадостных событий: сначала ее муж потерял работу, потом из-за неуплат банк забрал у них машину, а затем – и дом.

– В прошлом году на Рождество в церковь не пошла, так проблем нажила, – продолжала она. – Не подскажешь церковь, где служение покороче? Нам бы туда, где можно быстрее освободиться к праздничному банкету. О, ты не представляешь, какое великолепное платье я купила! Все умрут от зависти.

Праздничные огоньки на улицах, нарядные елки, музыка, подарки напоминают о «сезоне почитания» Бога, когда все отправляются в церковь, чтобы отметиться в книге посещений небесной канцелярии, – мол, был. Вторую галочку они поставят на Пасху, чем исчерпают список «добрых дел». На них Господь должен отреагировать и взмахнуть Своей волшебной палочкой, по повелению которой вернутся работа, машина и дом.

Заключая своеобразный договор с Богом «Ты – мне, я – Тебе», мы настолько уверены в его работоспособности, что даже не обращаем внимания на отсутствие на нем Божьей печати. Дважды в год мы берем этот мнимый документ с запылившейся полки и отправляемся в церковь, чтобы продлить его срок, надеясь, что когда мы будем вставлять в небесный банкомат кредитную карточку Божьего благоволения, она будет работать и выдавать запрашиваемый продукт – здоровье, деньги, карьеру, успех.

Люди устанавливают свои правила игры, объясняя такую позицию формой «так принято». А традиция – вещь статичная и непоколебимая. Все бы ничего, если бы традиции зиждились на вере, а не на суевериях, диктующих условия договора с Богом, под которыми Бог никогда не распишется. Если собрать все произведения автора, носящего имя Суеверие, получится многотомный труд, гранит науки которого успешно грызет народ. В гроб кладут посылки «на тот свет», чтобы покойник не явился туда без бритвы, денег, пачки любимых сигарет и смены белья. На поминках ставят рюмку с водкой, чтобы усопший, находясь в аду или раю, не был обделен вниманием и на земле. Три раза плюют через левое плечо, «кабы не вышло чего плохого», на что тот, от которого можно ждать плохого, в свою очередь, тоже плюет. Обходят кругами дорогу, которую, гоняясь за ужином-мышкой, перебежала черная кошка. Гадают на Рождество, выспрашивая будущность у дьявола, а потом идут в церковь, желая получить помощь от Бога. Зачитываются гороскопами и сонниками, чтобы планировать свой завтрашний день, вместо того, чтобы изу­чать Библию и не оставаться в рабстве предрассудков...

«Так принято» – это пропуск на выход с территории, охраняемой Богом. Традиционная «народная вера», которая сложилась из суеверий и примет, домыслов и невежества, напоминает тупые механические движения запрограммированной машины, она не включает даже малейшего желания узнать, насколько увековеченная традиция приходится Богу по вкусу.

Одна восточная притча рассказывает о монастырском коте, который любил составлять компанию молящимся и громко мурлыкал. Во избежание этих ласковых помех, наставник распорядился, чтобы всякий раз перед молитвой ученики привязывали кота во внутреннем дворе монастыря. Так продолжали поступать и после смерти учителя. А когда не стало и кота, ученики завели себе другого, чтобы по-прежнему бдить заветы своего гуру. Шли годы, менялись люди, еще чаще менялись коты. Но в отдаленном горном монастыре всегда помнили, что нельзя приступать к молитве, не привязав перед этим кота. А самые способные монахи написали труды о значении и необходимости обряда привязывания кота для полноценной медитации.

Наше рождественское посещение церкви – ни что иное, как ритуал привязывания кота. Исполняя предписания традиции, которая выступает в роли нашего гуру, мы надеемся впечатлить этим шагом Бога и положить в свой карман плоды Его милости. Любить и миловать, независимо от частоты наших посещений церкви, Он будет всегда. Но право сесть за Его стол и вкушать с него Он дает только Своим детям. Дети же – это те, которые избирают не лукавую традицию, а ежедневную веру.

...Сказала ли я своей знакомой, чтобы она подавила в себе желание исполнить религиозный обряд? Конечно, нет. Вдруг случится чудо – и на том служении Господь сойдет с кукольной рождественской открытки и в Своем реальном величии отвяжет ее от традиционных предписаний? И она поймет, что Бог нужен всегда, а не два раза в год.

Марина МИРОНОВА, г.Сиэтл, США

Вгору